Organiqlab Design Studio - частные дизайнеры Москвы
Частные дизайнеры arrow Статьи о полиграфии arrow Цвет, цветовые модели, цветовые пространства

Цвет, цветовые модели, цветовые пространства

ЦВЕТ, ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ, ЦВЕТОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА

 

Как порой сложно описать цвет того неба, которое мы видим: у кого-то оно сине-голубое, у кого-то голубое с биризовым отливом, у кого-то серебристо-голубое и т. д. И было бы невозможно без способа точного описания цвета в стандартизированных цифровых выражениях.
Цветовые пространства, или цветовые модели являются средствами количественного описания цвета и различия между оттенками цвета.

                                   
Существует много цветовых моделей, но все они принадлежат к одному из трех типов:
 — психологические (по восприятию);
 — аддитивные (основанные на сложении);
 — субтрактивные (основанные на вычитании).
При обработке изображений при подготовке к печати имеют дело с тремя цветовыми моделями: CIE Lab — психологическое цветовое пространство, RGB — аддитивное цветовое пространство и CMYK — субтрактивное цветовое пространство.
Любое преобразование цвета из одного пространства в другое влечет за собой потерю данных о цвете в изображении.

Аддитивная модель цвета RGB

Данная модель является «естественным языком» цвета для электронных устройств ввода изображения (мониторы, сканеры, цифровые камеры), в которых воспроизведение цвета основано на излучении или пропускании света, а не на его отражении от подложки при создании изображения.
Аддитивной она называется потому, что цвета в ней генерируются суммированием световых потоков. Сумма красного, зеленого и синего цветов максимальной одинаковой интенсивности дает белый цвет.
R — red (красный), G — green (зеленый), B — blue (голубой).
                                  

Субтрактивная модель цвета CMYK

В данной модели цвета при смешивании двух или более основных красок дополнительные цвета получаются посредством поглощения одних световых волн спектра белого цвета и отражения других. Так, голубая краска поглощает красный цвет и отражает зеленый и синий, а желтая поглощает синий цвет и отражает красный и зеленый.

В аддитивной модели RGB световые потоки суммируются, производя более яркие цвета, а в субтрактивной модели CMYK световые потоки вычитаются, генерируя более темные цвета. Если учесть светонепроницаемость бумаги, которая скорее отражает свет, чем пропускает его, то становится понятно, почему такие яркие цвета в изображении на мониторе становятся темными и унылыми в отпечатанном виде.
CMYK — cyan (голубой), magenta (пурпур), yellow (желтый), black (черный).

Особые взаимоотношения двух цветовых моделей

Цветовые модели RGB и CMYK являются дополнительнительными друг к другу, по крайней мере, в первом приближении. Теоритечески так сказать. Но простого одноозначного соответствия между этими цветовыми простанствами не существует. А иначе бы зачем их надо было разделять на две модели?:-)
Многие приятные для глаза цвета, которые видны на мониторе, не могут быть воспроизведены красками на оттиске.

Следует отметить, что при преобразовании цифрового изображения из модели RGB в CMYK отмечается сдвиг цвета к голубому. Точное значение сдвига зависит от используемых при печатании триад красок и типа бумаги, а также от технологии печати (листовая, рулонная, по сухому или по сырому, если речь идет об офсетной печати).
Таким образом, несмотря на то, что модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их взаимные переходы (конвертирование) не происходят без потерь, так как цветовой охват у них разный. Снижение этих потерь требует выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств и самих изображений.

Точность воспроизведения цвета

Цель полиграфического репродуцирования состоит в наиболее точном воспроизведении изображения оригинала на отттиске. К содалению, необходимо отметить, что идентичное воспроизведение полутоновых, в особенности цветных, изображений практически недостижимо. Ниже приведены одни из главных причин этого:
 — оттиск изготавливается на иной подложке, нежели оригинал (когда появляются различия в белизне, глянце, гладкости поверхности подложки между оригинал и оттиском);
 — отттиск изготавливается с использованием различных видов печатных красок, которые определяются и способом печати;
 — отттиск полутонового изображения всегда имеет растровую структуру, в то время как оригинал может иметь непрерывную структуру полутона и контура.

Таким образом, если у вас в руках есть что-то, что вы хотите сделать точь-в-точь, то первоначально надо определить то, на каком материале оно сделано, каким способом (это минимум, что надо знать). Если вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, обращайтесь к профессионалам-полиграфистам, иначе не избежать досадных ошибок, перепечаток и т. д.

Цветная печать

Также как черно-белая печать существует без серой краски, так и в цветной печати нет никакой специальной технологии, позволяющей волшебным образом получить любой оттенок. Изображения воспроизводятся четырьмя красками в четырех отдельных секциях печатнйо машины (голубая, пурпурная, желтая и черная). Нет никакой строго регламентированного соглашения о порядке очередности печати разными красками. но порядок имеет значение.
Некоторые печатники считают, что чернаякраска должна быть первой, так как её меньше, чем других, и лист не будет таким влажным и липким при печати во второй секции. Другие печатники уверены, что первая, вторая и третья краски при прохождении через последующие секции обязательно загрязняют цвет, поэтому предпочитают печатать сначал желтой краской, а черной — в последнюю очередь. Как говорится, у каждого свои «тараканы».
Немаловажная причина невозможности глобальной калибровки на стадии печати — это различные секции одной и той же печатной машины дают разное увеличение печатающих элементов.
Как правило, максимальное увеличение печатающих элементов дает черная краска, а желтая — минимальное, но условия печати могут нарушить эту закономерность.

Наверное, необходимо сделать и еще один грустный вывод: конечный результат на сто процентов предсказать невозможно. И все-таки на что должен ориентироваться печатник? Все пути ведут к пробному оттиску, но и он всего лишь приближение к тому, что может напечатать печатная машина.

 

частные дизайнеры Москвы

Телефон в Москве
+ 7 (903) 113-68-86
Эл. почта: