Organiqlab Design Studio - частные дизайнеры Москвы
Частные дизайнеры arrow Статьи о полиграфии arrow История возникновения Шелкографии

История возникновения Шелкографии

История возникновения Шелкографии

Термин «шелкография» состоит из двух корней: «шелко» и «графия» (с греческого: grafe — писание, изображение; seri — шелк). Это говорит о том, что происхождение термина относится к работе, связанной с декорированием какой-либо продукции с помощью шелка.

Согласно нескольким гипотезам, шелкография возникла в Китае. Данная гипотеза основана на факте начала производства шелка в Китае за целых 12 столетий до Рождества Христова.

Согласно же историческим фактам, шелкография возникла недалеко от Средиземного моря, в области между Месопотамией и Финикией. В исторической летописи указывается, что хранителями шелкографии, которая в то время рассматривалась как отдельное искусство, были финикийцы.

Этот небольшой семитский народ, живший в Финикии (территория современного Ливана в восточной части Средиземного моря) между XIII и III веками до новой эры, слыли одними из великих мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских островов, до Великобритании, плавали по всему бассейну Средиземного моря. Занимаясь торговлей и используя прибрежные города как порты для экспорта товара не только собственного производства, но и товаров, привезенных из морских путешествий в дальние страны.

Финикийцы добывали из секрета железы моллюсков пурпур — красное вещество для окрашивания тканей. Это вещество сравнимо с пигментом, который впервые они стали использовать для окраски своих одежд. Перейдя от простой окраски тканей к повторяющейся набивки, финикийцы тем самым смогли пользовать этот метод для получения дешевых промышленных изделий, которые повсеместно широко продавались и вывозились в другие страны для обмена.

Археологические находки и исторические исследования указывают на то, что финикийцы нашли способ воспроизводить рисунки (в то время только на ткани) с помощью технологий, представляющих собой систему «повторения изображения».

Улучшение метода произошло примерно в 1185–1333 гг., в городе Камакура, являющегося в то время столицей Японии (ныне остров Нипон). В Камакура тогда процветали все виды искусства, включая и печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Использовался не только трафаретный метод, но декорирование также производилось с помощью гениального нововведения. Так как резерв изображения, полученного путем вырезания материала, не держал весь рисунок вместе, изображение вырезалось и наклеивалось на своеобразную сетку, состоящую из специальных нитей, сделанных из человеческих волос, которые были натянуты на деревянную рамку. Это гениальное изобретение позволяло держать изображение едино во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда смоченный пигментом тампон прижимался к декорированной ткани.


Широкое распространение данного вида печати наблюдалось в средние века в Европе, главным образом в Англии и Франции. Большое развитие и распространение этого метода пришлось на конец ХVIII века, когда, примерно в 1750 году, Жанн Папильон начал выпускать обои данным методом, получившим название Pochoir.

В это же время искусство шелкографии распространилось практически во всех странах мира. Но самым широким спросом шелкография пользовалась в Америке, где с помощью этого метода декорировали металлические изделия, мебель, стены, и ткани.


Большой прорыв вперед произошел уже в ХХ веке, когда в 1907 году некий Саймон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань. Данный вид трафаретной печати гарантировал более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров, а также использование резиновых валиков (позже — резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение получило название SILK SCREEN PRINTING (англ.— печатание шелковым ситом).

С того времени и по сей день, методом шелкографии стали печатать подложки любого вида — от тканей до постеров, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей!

 

частные дизайнеры Москвы

Телефон в Москве
+ 7 (903) 113-68-86
Эл. почта: