Organiqlab Design Studio - частные дизайнеры Москвы
Частные дизайнеры arrow Статьи дизайнеру arrow Шрифты

Шрифты

ШРИФТЫ

 

Шрифты значат для дизайнера многое! И это знают чаще всего только дизайнеры…

Некоторые свойства шрифтов начинаешь понимать только через несколько лет, когда полностью переосмысливаются все ваши обязанности и требования к выполняемой работе. Недостаточное внимание со стороны пользователей к шрифтам приводит не только к недоразумениям, но и серьёзным неполадкам, устранение которых занимает много времени и сил.

Сегодня шрифты сохраняются в виде файлов, сохранённых на жестком диске. Они содержат информацию, которая запрашивается приложениями при отображении документов на экране или распечатывании на бумаге. Каждый шрифт содержит набор из 256 символов, начиная с букв обоих регистров и заканчивая маркерами и специальными символами и фигурами. Разные типы гарнитур называются стилями, которые могут отличаться начертанием: полужирным, курсивом, подчёркнутым.

В старые добрые времена неправильное использование шрифтов приводило к возникновению огромного числа ошибок, на решение которых уходило и время, и деньги. Изучение методов управления шрифтами предполагает и умение ручного редактирования каждого символа из набора. Иногда на создание нового шрифта, который будет активно использоваться в полиграфии, уходят годы напряжённой работы дизайнеров и художников. Одно неверное движение, один неудачный символ и вся работа может пойти насмарку.

Причиной многих ошибок, как это ни странно становятся шрифты. Не имеющие опыта дизайнеры зачастую встречаются со следующими проблемами:

1. Вместо специальных шрифтов отображаются шрифты семейства Courier.

2. Необходимые вам шрифты не устанавливаются с используемым приложением.

3. Приложения загружаются слишком долго.

4. Шрифты не загружаются автоматически при открытии документа.

5. Стиль или размер тщательно выбранного вами шрифта внезапно изменяется.

6. Форматирование текста при отображении его на бумаге сильно изменяется.

7. Курсивное и полужирное начертание текста при печати документа изменяется на обычное.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ

 

Если бы в 1984 году не изобрели технологию PostScript, то революция допечатной подготовки документов потерпела бы неудачу ещё до своего возникновения.

История развития цифровых шрифтов насчитывает три типа используемых для допечатной подготовки шрифтов: Adobe Type 1, Adobe Type 3 и TrueType. Большая часть представленных на рынке программного обеспечения шрифтов – по меньшей мере 100 тысяч из них – относится к шрифтам Type 1.

Эти шрифты по форме подобны первым шрифтам. Таким как Helvetica и Times, созданным в электронном виде компанией Adobe. К ним относятся шрифты, отображаемые на экране и бумаге, которые редактируются различными программными средствами и инструментами и применяются для редактирования документов, подготавливаемых к печати.

В конце 80-хстало ясно, что масштабируемые шрифты стали использоваться в настольных системах чаще, нежели все остальные. Оставался невыясненным только один вопрос: какая технология настолько станет преобладать над остальными, что вырастет до уровня стандарта? Для Adobe лучшим из вариантов было бы признание в качестве стандарта технологии PostScript, активно используемой Apple и Microsoft. В этом случае шрифты Type 1 автоматически стали бы официальным стандартом. Тем не менее, жесткая конкуренция обеих компаний не позволила прийти к единому решению. Adobe по-прежнему предоставляет лицензии на использование технологии PostScript в принтерах разных производителей, что привело к возникновению технологии LaserWriters. Компании Apple и Microsoft заключили сделку, в соответствии с которой Microsoft использует созданное ею средство TrueImage (подобное PostScript), а Apple для управлении шрифтами применяет технологию Adobe. Это соглашение было принято в 1989 году. Если дальнейшее развитие шло бы по пути, намеченному Apple и Microsoft, то вскоре Adobe перестала бы влиять на развитие цифровых технологий управления шрифтами.

Но Adobe не собиралась сдаваться. Она решила одновременно убить двоих зайцев. Во-первых, она представила на рассмотрение пользователей абсолютно новую, не имеющую аналогов, программу управления шрифтами Adobe Type Manager (ATM). Выпущенная в 1990 году, эта утилита позволяла использовать шрифты Type 1 на платформах Macintosh. Все шрифты выглядели гладкими и могли изменять свой размер в большом диапазоне. Кроме того, АТМ не требовала использования дополнительных средств Мас. Что привлекало пользователей – это «условная бесплатность» АТМ – она прилагалась к любому пакету шрифтов, приобретаемых у Adobe. Во-вторых, Adobe предоставила разработчикам возможность редактировать шрифты Type 1. Хотя программный код шрифтов и оставался зашифрованным, пользователи могли свободно использовать программное обеспечение по созданию шрифтов Type 1.     До настоящего времени независимые производители представили пользователям большую часть, но далеко не все скрытые Adobe возможности шрифтов Type 3. Эти шрифты не пропорциональны и не позволяют правильно печатать тексты на принтерах низкого разрешения. Шрифты Type 3 не совместимы с технологией АТМ и поддерживаются только принтерами, построенными по технологии PostScript. Разница между шрифтами Type1 и Type 3 невелика, но существенная. Оба типа шрифтов выглядят на экране одинаково, имеют подобные файлы и разработаны Adobe. Разница в них становится заметной только при печати их на бумаге. Шрифты Type 3 выглядят более подобно, нежели шрифты Type 1. Под подобностью подразумевается схожесть символов на экране и символов на бумаге, соблюдение их междустрочного и межсимвольного расстояния и пропорций символов при изменении масштаба.         Казалось бы, кто будет после этого использовать шрифты Type 1, даже не смотря на возможность их редактирования и создания своих собственных? Но этот тип шрифтов имел (и до сих пор имеет) свои преимущества, которые привлекают многих пользователей. Ради них стоит не удалять шрифты Type 1 из своей библиотеки. 1. Принтеры при использовании шрифтов Type 1 получают больше специальной информации, что позволяет повысить чёткость и качество печати.
2. Шрифты Type 1 загружаются непосредственно в оперативную память принтера, что значительно сокращает время печати.
3. Они совместимы с программой АТМ фирмы Adobe.
4. Они поддерживаются утилитой Adobe Type Reunion, позволяющей организовывать шрифты в подменю в соответствии с семействами.
5. Они требуют меньше оперативной памяти принтера и загружаются быстрее, чем другие типы шрифтов.
В итоге можно сделать вывод, что шрифты Type 1 полностью предсказуемы и надёжны в использовании.

Тем временем компании Apple и Microsoft при создании новых технологий управления шрифтами столкнулись с целым рядом технических трудностей. Технология TrueImage стала устаревшей, имела много недоработок и в конце концов была признана несостоявшейся. Apple представила новую технологию TrueType в 1991 году. Она не была настолько революционной, как Type 1 и Type 3 (за исключением того, что шрифт теперь содержался в одном файле). Но технология TrueType была ещё новой и не исследованной полностью. Шрифты Type 1 уже повсеместно использовались и успели завоевать положительные отзывы многих пользователей. Постепенно они начали использоваться в качестве общепризнанного стандарта. Тем не менее, Apple всё же решилась на внедрение шрифтов TrueType в свои операционные системы, в которых они поддерживаются и по сей день.

В начале 1992 года Microsoft использовала технологию TrueType в своей операционной системе Windows 3.1. В то время компьютеры, которыми управляла Windows 3.1, строились на базе медленных 16-битовых процессоров серии 286. В чём же подвох? Суть проблемы заключалась в том, что архитектура всей технологии TrueType была 32-битовой. Она позволяла правильно и просто отображать такие привычные шрифты как Arial, Times New Roman и Courier, но при выводе на экран сложных символов возникали некоторые трудности. Они либо вообще не отображались, либо отображались на экране, но не печатались. Естественно таковой порядок вещей не мог удовлетворить не только пользователей, но и разработчиков. Невозможность поддержки технологии в 16-битовой операционной системе и жуткий программный код, который с трудом поддаётся расшифровке, не делали чести новому TrueType. Уважающие себя независимые производители отказались от производства программ TrueType и вскоре рынок был заполнен низкокачественными любительскими шрифтами, которые только ухудшили репутацию технологии TrueType.

Вся эта неразбериха продолжалась до выпуска Microsoft новой операционной системы Windows 95 (которая уже была 32-битовой). Наконец-то для TrueType нашлось удобное местечко и в Windows. Microsoft быстро адаптировала TrueType под использование в будущих версиях Windows. Получившийся стандарт сочетал в себе множество свойств и возможностей шрифтов Type 1.      Но в бочке мёда всегда найдётся хотя бы одна ложка дёгтя. Репутация шрифтов TrueType уже была серьёзно «подмочена». Шрифты Type 1 всё ещё оставались  фаворитами в издательских технологиях. За последние несколько лет шрифты Type 1 приобрели ещё большее распространение.

 

ПРИРОДА ШРИФТОВ

 

     Шрифты Type 1 состоят из двух файлов: экранного шрифта и шрифта принтера. Экранный шрифт всегда располагается в соответствующей системной папке, которая определена под используемые по умолчанию шрифты. К экранному шрифту, как правило, прилагается как минимум один шрифт принтера. Он не заносится в ту же системную папку. На самом деле, при попытке вручную поместить его туда, вы получите предупреждение, извещающее о невозможности выполнения данной операции. Подобная комбинация экранного шрифта и шрифта принтера лежит в основе большинства технологий создания шрифтов. Если вам придётся в своей практике использовать утилиту Adobe Type Manager, то вы сможете более наглядно ознакомиться с использованием различных типов шрифтов, независимо от того, работаете вы на платформе Mac или Windows.

     Экранные шрифты содержат информацию об отображаемых на экране символах. Они ещё часто называются растровыми (или точеными) шрифтами, поскольку содержат изображения всех символов текущего шрифта в разрешении 72 dpi. Если дважды щёлкнуть на его значке, то можно увидеть, что каждая гарнитура имеет определённый размер и обозначена своим номером, например 10, 12, 14 и. т.д. Эти числа определяют размер символов шрифта в пикселях. На самой заре эры цифровых шрифтов мы ещё не имели устройств вывода PostScript. Для печати текста использовались растровые знакогенерирующие устройства вывода разрешением 72 dpi. Мы могли отображать на бумаге только изображения экранных шрифтов строго определённого набора размеров. Если же требовалось распечатать текст шрифтом размера, например 13,5 или 52 пикселя, то нам просто приходилось разводить руками и ждать лучших времён.
     Шрифты принтера очень слабо взаимодействуют с отображаемой на экране информацией. Напротив, они содержат масштабируемые, векторные значения, которые передаются в устройство вывода PostScript высокого разрешения, которые и распечатывают ваш документ на бумаге. Они ещё часто называются эскизными шрифтами, вследствие своей независимости от разрешения, в котором отображаются символы. Подобное представление шрифта позволяет отображать гладкими символы разных размеров. Независимо от вида символов на экране, принтер автоматически определяет форму и вид каждого символа шрифта на бумаге. Даже если вы в программах Illustrator и FreeHand работаете с кривыми Безье, вы всё равно управляете этим типом данных.

     Стандартный для Adobe шрифт Type 1 обозначается прописной буквой А. Значок шрифта Type 3 имеет другой вид и всегда содержит маленькую цифру 3.

 В Mac файл шрифта TrueType определяется значком в виде тройной буквы А, а в Windows – значком в виде двойной буквы Т.

     Некоторые рабочие станции содержат несколько сотен шрифтов в системной папке Fonts,. Многим дизайнерам нравится идея установки всех шрифтов, которые возможно, понадобятся в работе,. Но этот подход чреват следующими недостатками.
1. Большое количество шрифтов, которое не перестаёт уменьшаться, а только увеличивается, сильно снижает производительность системы и повышает время загрузки приложений.
2. В большинстве случаев Fonts (в Мас) имеет ограничение в 128 элементов. Для того чтобы использовать больше шрифтов, вам придётся комбинировать и объединять разные семейства в одни папки. Это приводит к хаосу и дезорганизации в библиотеке шрифтов, особенно при пользовании разными шрифтами похожих названий.
3. Вы не сможете легко и быстро устранить конфликты, вызванные пересечением названий или преувеличением установленных ограничений.
4. Чтобы воспользоваться только что установленным шрифтом, вам необходимо перезагрузить открытое приложение. Чтобы удалить шрифт из папки Fonts, вам придётся закрыть все запущенные приложения.

 

ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ ШРИФТОВ

 

 Организованная библиотека шрифтов – это первый шаг на пути к правильному управлению ими. В ней вы создаёте отдельные папки для собственных шрифтов, шрифтов, поставляемых вашими клиентами, временных шрифтов. Конечно, вы будете создавать и другие папки в зависимости от источника приобретения шрифтов (или в соответствии с любой другой классификацией).

 Настройка библиотеки шрифтов выполняется очень просто.
1. Создайте папку с названием Type Library (библиотека шрифтов). Ни в коем случае не называйте её Fonts. Такая папка уже существует в системной папке.
2. Не следует размещать папку Type Library в системной папке. Лучше всего её создать в корневом каталоге системного диска на одном уровне с системной папкой, папками приложений и утилит.
3. В папке Type Library создайте три подпапки: Личные шрифты (In-House Type), Временные шрифты клиентов (Temporary Client Type) и постоянные шрифты клиентов (Permanent Client Type).
4. Расположите все используемые шрифты, которые вы сами приобрели, в папку In-House Type. В большинстве случаев вам просто придётся содержимое папки  Fonts в эту папку. (Файлы из папки Fonts необходимо скопировать, а не переместить в новую папку.) По возможности не создавайте две отдельные папки для шрифтов на разных дисках. Лучше, если все шрифты будут сохраняться на одном диске.
5. Если вы часто используете шрифты, поставляемые клиентами (или шрифты, лицензии на которые у вас нет), разместите их в отдельной папке. Создайте папку Client Permamnent и переместите в неё все необходимые файлы шрифтов.
6. Папку Client Temporary необходимо использовать для шрифтов, которые находятся в вашем компьютере временно и через некоторое время удаляются из системы.

    Теперь вашу библиотеку шрифтов можно считать организованной. При приобретении новых шрифтов обязательно перемещайте их в папку In-House Type. Даже если в одной папке у вас размещено несколько сотен шрифтов (до тысячи), не стоит беспокоиться. При использовании утилиты управления шрифтами все, что кажется громоздким, примет упорядоченный вид. Если же количество шрифтов в одной папке превышает тысячу, то обязательно разделите эту папку на две, например на папки In-House A-M и In-House N-Z. За исключением тех случаев, когда вы используете большую часть из них, часть шрифтов рекомендуется всё же удалить из системы.

 

УПРАВЛЕНИЕ ШРИФТАМИ

 

     Ваша библиотека может быть правильно организованной, но, когда все шрифты перемещаются из папки Fonts в любую другую, вы по умолчанию не сможете получить к ним доступ из любой программы. Шрифты необходимо дополнительно подключить таким образом, чтобы операционная система могла ими распоряжаться по своему усмотрению. Главное правило, которого следует придерживаться при управлении шрифтами звучит так: подключайте шрифты только по мере их необходимости и отключайте всегда, когда они вам не нужны. Если вам покажется это слишком просто, не забывайте выполнять описанные простые процедуры. Подключая только те шрифты, которые необходимы, вы добьётесь следующего:
1. Избежите конфликтов, вызванных несогласованием имён шрифтов.
2. Предотвратите снижение производительности операционной системы и запущенных приложений.
3. Будете использовать только те шрифты, которые предоставлены клиентом, и избежите досадных недоразумений при отображении документов на бумаге.
4. Избежите замены необходимых шрифтов подобными им (естественно только в том случае, если подобные указанному шрифту не подключены к операционной системе).
    Каким бы ни был способ подключения шрифтов в операционную систему и возложенные на вас обязанности, всё равно вам придётся создавать собственную библиотеку шрифтов и упорядочивать в ней файлы. Лучше всего для этих целей всё же использовать специальные утилиты.

 

частные дизайнеры Москвы

Телефон в Москве
+ 7 (903) 113-68-86
Эл. почта: