Organiqlab Design Studio - частные дизайнеры Москвы
Частные дизайнеры

Тенденции: российский рынок ЦБП, итоги года

Газетная бумага составляет основную часть всего объема печатной бумаги, производимой в России, и является одним из наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров отечественной целлюлозно-бумажной промышленности, ее производство является экспортно-ориентированным. Согласно прогнозам экспертов, рост данного рынка ожидался темпами порядка 5% в год. Однако данные прогнозы не оправдались и составили менее 1%, при том, что ситуация на внутреннем рынке газетной бумаги оценивается как благоприятная, а увеличение экспортной составляющей в общем объеме производства привело к определенному дефициту на внутреннем рынке. Производители бумаги не скрывают, что производственные мощности недостаточны, а качество производимой бумаги невысоко. По сравнению с прошлым годом четыре из семи ведущих ЦБК продемонстрировали снижение объемов производства.

Картон остаётся наиболее распространённым упаковочным материалом — и сегодня и в ближайшей перспективе. Однако, такие виды картона, как высококачественные мелованные картоны из чистой целлюлозы продолжают импортироваться из-за рубежа. При этом, во всех сегментах рынка картонной упаковки наблюдается тенденция расширения производства продукции класса premium. (Для сравнения, производство высококачественного картона в России сегодня составляет 11 — 12% объема его производства в США). Производители разделились следующим образом: лидируют Архангельский, Котласский, Братский, Санкт-Петербургский ЦБК с объемами производства от 486 до 239 тыс.тонн. К ним примыкают Монди Бизнесс Пейпа, Пермский картон, Набережночелнинский и Енисейский КБК с объемами от 206 до 87 тыс.тонн. Остальные 50 производителей имеют незначительные доли рынка, от 85 до 0,09 тыс.тонн.

Офсетная бумага
По мнению специалистов, на рынке офсетной бумаги за последний год не появилось заметных новинок. В отличии от газетной бумаги, основное количество офсетной бумаги Российских ЦБП реализуется на внутреннем рынке. На отечественной офсетной бумаге работают все основные издательские комплексы, так же частично бумага идет на экспорт в страны бывшего СНГ (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина), в страны Европы. Необходимо отметить, что использование импортных химикатов и современных новинок позволяет российскому офсету иметь свои устойчивые ниши на мировом рынке и успешно конкурировать с зарубежной аналогичной продукцией, поэтому перспективы роста экспортной составляющей есть. Самым крупным в России производителем офсетной бумаги в ролях является «Монди Бизнес Пейпа», его доля в общем объеме производства составила 45% рынка.

Невысокий, но стабильный рост демонстрирует сектор производства картона, производства офсетной бумаги и газетной бумаги практически не растут.
При этом, имеющиеся на предприятиях производственные мощности загружены практически до предела. Даже, несмотря на то, что большинство крупнейших предприятий-производителей бумаги провело частичную модернизацию оборудования, большая часть оборудования на предприятиях отрасли была введено в строй в 60-80-хх годах. На некоторых предприятиях встречается техника довоенного времени. Инвестиционная привлекательность отрасли остается невысокой. Связано это с экономической ситуацией в целом, с непрекращающимися попытками передела собственности, рейдерским атакам, неурегулированным законодательством и другими вопросами, которые наносят ущерб, как отдельным предприятиям, так и всей отрасли в целом.

Главной проблемой развития отрасли остается отсутствие национальной лесной политики, концепций и механизма ее развития в целом. Ситуацию комментирует Александр Сонин, генеральный директор ОАО «Волга», одного из крупнейших российских производителей газетной бумаги: «Одной из главных проблем ЦБП остается изношенность основных фондов, которая составляет более 80%. Чтобы исправить ситуацию, правительство должно реализовать целый комплекс мер по повышению конкурентоспособности нашей отрасли. Необходимо создать благоприятные условия для инвесторов, тогда они будут вкладывать деньги в глубокую переработку древесины. Кроме того, по моему мнению, необходимо установить нулевую ввозную пошлину на оборудование, которое в России не производится, и установить ее на более длительный срок, на период 7—10 лет. Для российских ЦБК это наиболее актуально, так как все бумагоделательное оборудование покупается за границей и в ближайшие годы в России подобное производство не появится. Вторая необходимая мера — принятие Лесного кодекса в интересах действующих предприятий. Нужно закрепить за ними лесные фонды, чтобы эти предприятия были гарантированно обеспечены сырьем. Сейчас проект Лесного кодекса широко обсуждается в прессе, и часто высказывается мнение, что лес и земля должны быть превращены в товар и выставлены на продажу, чтобы их могла купить и продать любая организация. Считаю, что это неправильный подход, так как создается почва для спекуляций. Сегодня мы знаем, что, ожидая подобного развития ситуации, многие хорошие участки лесного фонда уже взяты в аренду организациями, которые не будут вкладываться в них, а попросту хотят в будущем их перепродать.» 

 

частные дизайнеры Москвы

Телефон в Москве
+ 7 (903) 113-68-86
Эл. почта: